Арбитражная палата Казахстана публикует текст письма на имя Председателя Верховного суда, относительно частного определения судебной коллегии по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда, вынесенного по вопросу использования в наименованиях арбитражей словосочетания «арбитражный суд»
Председателю Верховного Суда
Республики Казахстан
г-ну Асанову Ж.К.
Уважаемый Жакип Кажманович!
В рамках проектов по снижению конфликтности в обществе, оптимизации судебной нагрузки активизировано взаимодействие судов и арбитражей по пропаганде и развитию институтов внесудебного разрешения споров.
В последние годы совместными усилиями Верховного Суда Республики Казахстан и арбитражного сообщества во главе с Арбитражной палатой Казахстана (далее – АПК) такое взаимодействие удалось наладить.
Об этом свидетельствует проведение целого ряда совместных мероприятий, в частности Круглого стола на тему «Некоторые вопросы применения Закона Республики Казахстан «Об арбитраже», состоявшегося 30 июня 2017 года в Верховном Суде РК (далее – Круглый стол). Участники круглого стола, обсудив проблемные вопросы правоприменительной практики, отмечая целесообразность, необходимость и своевременность его проведения, приняли за основу целый ряд рекомендаций, опубликованных на официальном сайте Верховного Суда .
Поводом для настоящего письма послужило Обращение члена Арбитражной палаты Казахстана – Арбитражного суда «FEMIDA», поступившее в Правление АПК 9 декабря 2020 года.
12 марта 2020 года в Западно-Казахстанской области был образован Арбитражный суд «FEMIDA». 27 ноября 2020 года Судебной коллегией по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда при рассмотрении ходатайства об отмене арбитражного решения, было вынесено частное определение в адрес Департамента юстиции ЗКО и прокурора ЗКО для принятия мер к сотрудникам регистрирующего органа, которые провели государственную регистрацию Арбитражного суда «FEMIDA», в названии которого имеется слово «суд».
Свое определение Судебная коллегия мотивировала следующим образом:
«Согласно ст. 3 Конституционного Закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в соответствии с которой судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
Согласно ст. 4 Закона РК «Об арбитраже» арбитражи в Республике Казахстан могут быть созданы в виде постоянно действующего арбитража или арбитража для разрешения конкретного спора.
Таким образом, включение в название арбитража слова «суд» противоречит нормам вышеперечисленных нормативно-правовых актов. То есть, никакая организация в РК не может называться судом, кроме указанных в Конституционном Законе РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
Такое толкование законодательства является ошибочным, что свидетельствует о непонимании правовой природы арбитража как альтернативного способа разрешения гражданско-правовых споров.
Несмотря на то, что казахстанское арбитражное законодательство не содержит понятия «арбитражный суд», в названии многих постоянно действующих арбитражей используется слово «суд». Однако никаких противоречий или нарушения норм действующего законодательства здесь нет, поскольку любой арбитражный институт использует слово «суд» только в словосочетании со словом «арбитражный» или ранее «третейский».
До принятия Закона Республики Казахстан от 8 апреля 2016 года «Об арбитраже» (далее – Закон об арбитраже) в Казахстане действовали два Закона от 28 декабря 2004 года – «О третейских судах» и «О международном коммерческом арбитраже». Понятия «третейский суд» и «арбитражный суд» – это одно и то же, разграничение компетенции между третейским судом и международным арбитражем проводилось не между конкретными арбитражными органами (один суд – только третейский, другой – только международный арбитраж).
Указанное не противоречит и общемировой практике, поскольку третейский суд или арбитраж имеют сходные значения. Например, третейские суды есть в России и в Германии.
Более двадцати лет в Казахстане функционировали третейские и арбитражные суды, но никто и никогда не считал, что нарушается конституционное законодательство Республики Казахстан.
Более того, понятие «арбитражный суд» применяется в международных конвенциях, например, в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 года (далее – Европейская конвенция), к которой Казахстан присоединился Указом Президента Республики Казахстан от 04 октября 1995 года № 2484 «О присоединении Республики Казахстан к Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже, принятой в городе Женеве 21 апреля 1961 года».
В соответствии с п. 1 ст. 4 Конституции Республики Казахстан действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. При этом согласно п. 3 ст. 4 Конституции международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами.
В целях приведения Закона об арбитраже с Европейской конвенцией, а также Типовым законом ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» 1985 года, наоборот, необходимо прямо закрепить в Законе об арбитраже понятие «арбитражный суд». Об этом также упоминается в вышеназванных Рекомендациях Круглого стола, опубликованных на официальном сайте Верховного Суда РК:
«Закрепленную в статье 2 Закона «Об арбитраже» терминологию предлагается привести в соответствие с основными понятиями Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» от 1985 года (далее – Типовой закон).
В частности, в Законе следует использовать следующие понятия:
1) арбитраж – процедура рассмотрения спора,
2) арбитражный суд – состав арбитров (либо единоличный арбитр), рассматривающий конкретный спор,
3) постоянное арбитражное учреждение (либо институт) – посредник, содействующий процессу рассмотрения спора, то есть арбитражу».
Следует отметить, что казахстанский Закон об арбитраже, в отличие, например, от российского закона, не предусматривает запрета на создание в Казахстане постоянно действующих арбитражей с упоминанием в их наименовании слов «арбитражный суд».
Так, согласно п. 21 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» запрещается создание в Российской Федерации постоянно действующих арбитражных учреждений, наименования которых включают в себя словосочетания «арбитражный суд» и «третейский суд», если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения.
Необходимо обратить внимание на то, что российский закон не просто запрещает использование словосочетаний «арбитражный суд» и «третейский суд» в наименованиях постоянно действующих арбитражей. Такой запрет имеет место только в том случае, если полное наименование учреждения сходно до степени смешения с наименованиями судов Российской Федерации или иным образом способно ввести участников гражданского оборота в заблуждение относительно правовой природы и полномочий постоянно действующего арбитражного учреждения.
В Казахстане такой проблемы не существует, ибо у нас нет государственных арбитражных судов и, таким образом, опасность смешения названия «арбитражный суд» с государственным судом отсутствует.
Таким образом, Частное определение Судебной коллегии по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда противоречит действующему законодательству РК и нуждается в отмене.
Приложения:
1. Копия Частного определения Судебной коллегии по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда № 2799-20-00-3-9/45 от 27 ноября 2020 года.
2. Копия Обращения Председателя Арбитражного суда «FEMIDA» от 9 декабря 2020 г.
С уважением,
Председатель Правления
Арбитражной Палаты Казахстана,
член Международного совета при Верховном Суде РК,
академик НАН РК, д.ю.н., профессор Сулейменов М.К.
С письмом, а также частным определением и обращением Арбитражного суда «FEMIDA» можно ознакомиться пройдя по ссылкам ниже.
част определ по Арбитражный суд Фемида
Письмо в АПК по поводу част.опред.